Свирида А.Ю. — производство садового инвентаря и товаров для

Производство Садового Инвентаря

По мнению министра здравоохранения СССР Бориса Петровского, трудовые навыки детям было бы безопаснее прививать на свежем воздухе

Катастрофические последствия этого эксперимента изучил обозреватель «Власти» Евгений Жирнов.


"Физический труд превращается в какое-то пугало"

1 сентября 1959 года школьников и их родителей, а также учащихся профтехучилищ и студентов вузов и техникумов ожидал не самый приятный сюрприз. Партия и правительство возложили на них важнейшую народно-хозяйственную задачу — взять на себя все обслуживание школ и других учебных заведений, начиная с уборки классов и всех других помещений до приготовления и раздачи обедов в столовых. Для стороннего наблюдателя это решение могло показаться верхом непродуманности. В стране из-за массового освобождения заключенных из лагерей и резкого сокращения армии росла безработица, а руководство страны собственноручно лишало заработка десятки тысяч уборщиц по всей стране. Можно было предположить, что ЦК КПСС и Совет министров СССР пошли на введение самообслуживания в учебных заведениях из-за постоянно нараставших в 1950-е годы финансовых трудностей (см. "Власть" N10 за этот год). Правда, экономия на мизерных зарплатах технического персонала школ, техникумов и вузов была столь же мизерной.

Истина заключалась в том, что новые веяния в советской системе образования отражали представления первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева о том, как нужно воспитывать новое поколение советских людей, которое будет жить при коммунизме. Как считал Хрущев, дети не должны были отвлекать родителей от плодотворного труда на благо страны. В связи с этим он выступил с несколькими инициативами.

Хрущев предложил значительно расширить сеть круглосуточных яслей и детских садов, а также увеличить количество школ-интернатов. Со свойственной ему энергией он протолкнул соответствующие решения через Президиум ЦК КПСС, как тогда именовалось Политбюро, не обращая внимания на расчеты затрат на эти мероприятия.

Результаты, как водится, оказались удручающими. Если круглосуточные детские сады обходились казне лишь немногим дороже обычных, ведь спальные комнаты и питание с завтрака до ужина в них уже было, то интернаты, где государство оплачивало питание учащихся, оказались серьезной нагрузкой для бюджета. Причем последовавшая затем попытка переложить хотя бы часть расходов на плечи родителей успехом не увенчалась. Большинство пап и мам просто не стали вносить ежемесячную плату, прекрасно понимая, что руководство интерната не имеет законной возможности выставить их чадо за дверь. Так что в 1960-е годы, чтобы выйти из положения, интернаты начали массово закрывать.

Источник: mamlas.livejournal.com